Девятиклассники Волховского муниципального района сдали итоговое собеседование по русскому языку

В итоговом собеседовании по русскому языку 10 февраля 2021 года приняли участие 685 девятиклассников 20 школ Волховского муниципального района Ленинградской области.

Школьники проходили собеседование по месту обучения в очном формате, дистанционно участвовали 4 человека.

Процедура хорошо знакома обучающимся и организаторам: для девятиклассников проведены тренировки, работники школ обучались на региональных вебинарах, проходили инструктажи.

Участники итогового собеседования выполняли четыре задания: чтение текста вслух и его пересказ (со вставкой в него предложенной цитаты), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

Председатель комитета образования Ленинградской области Сергей Тарасов отметил значимость коммуникативной компетенции, проверяемой на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе: «Умение внимательно слушать и грамотно выстраивать диалог с людьми – главный навык, необходимый в достижении поставленных целей, важнейшее условие для самореализации личности».

Задания вызвали живой интерес школьников и педагогов. Предлагаемые тексты для чтения – это рассказы о выдающихся людях нашей страны.

В одном из вариантов заданий собеседования нужно было прочитать и пересказать текст о русском и советском писателе Павле Бажове (1879-1950). Он наиболее известен как автор уральских сказов. И взрослые, и дети любят мультфильм «Серебряное копытце», читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка». Его книги переведены на десятки языков мира. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения.

В другом варианте предлагался текст о педагоге Викторе Николаевиче Сороке-Росинском (1882–1960). В 1920 году Виктор Николаевич стал директором Школы трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД). В школу принимали самых трудных подростков, которых Революция 1917 года и Гражданская война лишили дома. Эти дети выживали, побираясь, воруя, участвуя в бандитских налётах.

Сорока-Росинский в большей степени уделял внимание не физическому труду, а творческой, познавательной деятельности. Оказавшись в ШКИДе, бывшие преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили

спектакли. Выпускники школы стали известными журналистами, писателями, режиссёрами, инженерами, военными.

Интересными были и вопросы собеседования, предлагавшиеся в заданиях для монолога и диалога: «Почему важно быть вежливым человеком?» «Для чего человеку нужна сила воли и как она помогает преодолевать трудности?».

Все предложенные темы соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста.

Ученица 9 класса Кулакова Юлия Усадищенской школы поделилась своими впечатлениями: «Этот день был для меня волнительным. Перед входом в аудиторию меня охватил страх. Но уже на первом задании он начал потихоньку отпускать, потому что собеседник Марина Владимировна была очень доброжелательной. Её взгляд и речь вселяли в меня уверенность. Для меня было самое сложное второе задание — пересказ прочитанного текста, но с ним я справилась. В целом все прошло хорошо. Будущим девятиклассникам скажу одно: «Ребята, читайте больше! Только это вас спасет от «незачета». Готовьтесь к каждому заданию, даже если уверены в своих силах, потому что из-за волнения вы можете забыть даже самые элементарные вещи. Учитесь грамотно выражать свои мысли!»

Результаты — «зачет» или «незачет» — станут известны участникам не позднее 15 февраля 2021 года.

Для выпускников, получивших «незачет», либо не явившихся на собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни — 10 марта и 17 мая.

Успешный результат итогового собеседования является для девятиклассников допуском к выпускным экзаменам.