Завершена диагностика знаний десятиклассников в Ленинградской области
В Ленинградской области завершилась диагностика знаний десятиклассников по программам основного общего образования.
Диагностические работы проведены с 22 сентября по 13 октября 2020 года (6 дат). В них приняли участие обучающиеся 10 классов из 244 школ Ленинградской области.
На диагностических работах использовались контрольные измерительные материалы (КИМ) и регламенты проведения основного государственного экзамена (ОГЭ), с учетом их изменений 2020 года. При этом сама процедура диагностики экзаменом не является.
Каждый десятиклассник сдавал 3 учебных предмета, из которых 2 обязательных (русский язык и математика) и 1 предмет по выбору, в зависимости от профиля обучения в школе.
На русский язык и математику пришли 5,3 тыс. человек. Больше всего десятиклассников сдали обществознание (1813 чел.), географию (1 012 чел.), информатику (882 чел.) и биологию (567 чел.). Меньше участников было по физике (363 чел.), химии (264 чел.), английскому языку (151 чел.), истории (89 чел.) и литературе (70 чел.). Такую же картину выбора показывают девятиклассники при регистрации на ОГЭ.
Диагностические работы проходили по месту обучения школьников. В пунктах проведения были задействованы почти 3 тысячи работников — руководители и организаторы пунктов, технические специалисты, члены государственной комиссии. Кроме того, в школах присутствовали общественные наблюдатели.
Перед каждой датой региональным Центром оценки качества образования проведены вебинары с подробным инструктажем по диагностике для каждого предмета, что позволило провести процедуры организованно, без сбоев и ошибок.
Последние диагностические работы проходили 9 октября (по физике, химии, информатике) и 13 октября (по биологии и английскому языку). Наиболее сложными в организации были работы по информатике и английскому языку с использованием компьютеров. На данных предметах жесткое следование регламентам и правильное оформление бланков участниками и организаторами было критически важным.
С 2020 года в измерительные материалы ОГЭ по информатике, помимо 2-х традиционных практических заданий на написание алгоритма
для исполнителя Робот и программы на языке программирования, добавлено 3 дополнительных задания — на проверку умений и навыков работы с компьютером. Новые задания предусматривают поиск информации, анализ содержимого каталогов файловой системы, создание презентации или текстового документа.
На английском языке компьютер был задействован для организации аудирования (письменная часть диагностической работы), а также для проведения устной части работы: задания раздела «Говорение» выполнялись с записью ответа участника на специальную программу.
ОГЭ по физике и химии традиционно относят к числу сложных в организации, что связано с проведением экспериментальной работы. Но на диагностических работах по этим предметам эксперимент не проводился. На биологии также организационных трудностей не было.
Задания диагностических работ вызвали интерес школьников.
Например, по биологии были такие вопросы: «Какие белки участвуют в сокращении мышц?» «Что следует делать при сильном носовом кровотечении?». В КИМ по биологии включено задание, как говорят, «на злобу дня», с вопросами о сыворотках и вакцинах, о заслуге Л. Пастера в борьбе с эпидемиями.
На английском языке предлагались задания по темам, которые живо интересуют молодежь: история профессиональной жизни знаменитых спортсменов, музыкальных групп мирового уровня, сообщались малоизвестные факты.
На диагностике по информатике больше всего школьникам понравилось задание на подготовку презентации, на которую предлагались живые темы, красивые фотографии.
Председатель предметной комиссии по химии Светлана Цурикова отметила, что хотя в КИМ по химии нет занимательных по содержанию заданий, «в работе содержаться не только задания, проверяющие знания фактического материала, но и позволяющие проявить творческий подход к их выполнению. Например, задание 21 предполагает выполнение мысленного эксперимента, который связан с умением моделировать путь получения конкретного вещества, умением прогнозировать возможность протекания тех или иных химических реакций».
Алексей Граков, председатель предметной комиссии по физике заметил, что в измерительных материалах ОГЭ по физике (которые использовались на диагностике десятиклассников) растет число заданий
практической и экспериментальной направленности. Ключевыми являются задания на распознавание физических явлений в ситуациях жизненного характера и на основе описания опытов. Такие задания наглядно демонстрируют применение знаний по предмету в реальной жизни.
При проведении диагностических работ соблюдались требования Роспотребнадзора к организации деятельности образовательных организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Проверку диагностических работ проводят эксперты предметных комиссий ОГЭ. Большинство комиссий работают в дистанционном формате.
Результаты диагностических работ по большинству предметов направлены в школы для ознакомления с ними участников. Последние результаты (биология и английский язык) будут известны десятиклассникам не позднее 19 октября 2020 года.
Комитетом образования Ленинградской области рекомендовано муниципальным органам управления образованием, методическим службам провести анализ результатов диагностических работ и обеспечить адресную поддержку школ в организации дополнительной подготовки обучающихся 10 классов по темам, которые ими плохо усвоены.
Справочно.
Диагностические работы проведены во всех школах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации с целью определения уровня и качества знаний школьников по образовательным программам основного общего образования.
В Волховском муниципальном районе в диагностической работе по русскому языку приняли участие 237 десятиклассников, по математике – 233. Больше всего десятиклассников сдавали обществознание (67 чел.), географию (49 чел.), информатику (45 чел.) и биологию (29 чел.). Меньше участников было на химии (17 чел.), физике (14 чел.), английском языке (7 чел.), истории (4 чел.) и литературе (3 чел).